Всякий раз, когда перечитывая Чехова я закрываю последнюю страницу, то испытываю чувство, как при расставании с близким человеком, хочется оттянуть эту последнюю минуту перед разлукой.
Кажется всё уже прочитано и пережито: печали и восторги, надежда и разочарования, сомнения и страхи, боль утраты и запоздалая любовь, скорбь и негодование, мужество и трусость, горделивое упрямство,показная спесь и не показная подлость, плохо скрываемое лицемерие, героизм и предательство и т.д. словом, весь набор человеческих пороков и мерзостей и благородных помыслов и поступков, всё, что присуще роду человеческому: доброе и злое, прекрасное и отвратительное, глупое и гениальное, то, что есть в каждом из нас.
Говорят Жан Жак Руссо «перевоспитал» французов, после него Франция стала другой.
Не берусь судить о влиянии Чехова на мировоззрение в России, это философский вопрос. Уверенно лишь могу сказать, что я один из многих, кто назвал бы Чехова своим другом, учителем.
Если есть во мне что-то хорошее, этим я обязан русским классикам, прежде всего Чехову. Феномен Чехова, не только в том, что он заставлял смеяться и плакать всю Россию и продолжает делать это и сейчас, не только в том, что это великий художник, ярчайший талант, психолог, главное, я полагаю, заключено в самой личности Антона Павловича – его простота и честность, отсутствие какой-либо позы, менторского тона, бравады, фанфаронства, выпячивания себя. По отзывам современников, в нём была какая-то деликатность, даже мягкость, присущие интеллигентным людям.
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда , и душа, и мысли». Эта фраза стала крылатой, так часто мы произносим её, жаль не всегда ей следуем, для многих она стала, если не жизненным кредо, то поводом задуматься. Чехов был чист душою и в своих помыслах.
«Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой». И то что для кого-то такое состояние становилось нормой , в этом тоже заслуга Чехова.
К сожалению, такие качества как деликатность и мягкость некоторыми людьми воспринимаются, как слабость. Чехову чужд бунтарский дух, к примеру, Бетховена, но стремление изменить мир к лучшему присутствует в каждой строчке «самого сумеречного писателя России», как «Ода к радости» сурового маэстро.
Чехов уникален как литератор, давший миру образцы своего стиля, как художник-ваятель, беллетрист, сатирик – мастер в изображении персонажей, и как летописец-историк, он «вывел на сцену» такое количество народа, какого не было и нет ни у кого.
А.П.Чехов – великое достояние России, её истории, т.к. оставил потомкам великолепный исторический материал о жизни, быте, нравах и обычаях восточных славян, вкусах и увлечениях, кухне и напитках и т.д. Перед глазами как на ладонивесь 19 век: культура и невежество, блеск и нищета, все сословия представлены в этом театре жизни.
К великому сожалению не все современники смогли распознать и оценить по достоинству Чехова. Одни называли его способным беллетристом, талантливым писателем, другие ругали за то, что у него, якобы, нет позиции. Критики называли «бесчувственным», «эгоистом», «рыбья кровь», упрекали в отсутствии морали, то бишь аморальным называли человека, который по сути был и остаётся совестью нации.
Надо ли требовать от Пушкина идти на Сенатскую площадь или толкать Шопена на баррикады , за них всё сказали и слова, и музыка.
Упрекая Чехова в бессердечии и равнодушии «инженеры» человеческих душ, в лучшем случае ничего не смыслили в писательском деле, в худшем – просто завидовали гению.
То, в чём упрекали Чехова, в равнодушии, на поверку оказалось литературным приёмом, по выражению самого мастера, чтобы усилить воздействие.
Антон Павлович в беседе с друзьями иногда высказывал мысль о том, что его вскоре забудут, лет через 20 к примеру. Вот тут он не прав. Ещё при жизни Лев Толстой назвал Чехова «Пушкиным в прозе», а он то знал цену слову. Вот только драматургию Антона Павловича старик не оценил, посоветовав тому никогда не писать пьесы, т.к. «вы их , батенька, пишете ещё хуже, чем Шекспир», но если верить Оржеховской, то и Бетховен, у «патриарха русской литературы» не умел писать музыку. Гениям можно простить и не такие странности.
С уверенностью могу сказать, что бессмертие им Всем обеспечено. Пройдут годы, пройдут столетия, но и тогда будут люди смеяться над «Будильником» и злоключениями «Климовского мужика», отвинтившего гайки от шпал , волноваться о судьбе «Мисюсь» или любоваться палитрой южной степи, равно как и не перестанут люди слушать «Лунную сонату», потому что и через тысячи лет люди не перестанут любить, и страдания молодого Вертера или Ромео не оставят их равнодушными, как и письма Татьяны Лариной или монологи Наташи Ростовой.
Когда-то один полководец сказал: « Великие люди – это метеоры сами себя сжигающие дабы осветить мир». Чехов « сжёг» себя в 44 года, дабы нам теплее и светлее жилось
в этом мире.