œuvre posthume*
Ноктю́рн (от фр. nocturne — «ночной») — распространившееся с начала XIX века название пьес (обычно инструментальных, реже — вокальных, песня в ночи.
Два ноктюрна № 19 и №20 в каталоге сочинений Фредерика Шопена означены как oeuvre postume (посмертные) были написаны им в раннем возрасте, в 17 и в 20 лет соответственно.
Произведения посвящены подруге Фредерика Констанции Гладковской – первой любви композитора, которую он сохранив в душе и после отъезда его во Францию. Кольцо, подаренное ему возлюбленной, он берёг как драгоценную реликвию и никогда не расставался с ним.
Эти сочинения никогда не звучали со сцены при жизни композитора и были изданы лишь через 30 лет после его смерти.
Ноктюрн №19
Любовь как – вспышка, острая стрела –
и ни куда-нибудь а целит прямо в сердце,
форшлагом уколола, обожгла,
метнула сверху соли
к чистой си.
Зарядом терций
блеснула, словно майская гроза,
ошеломила…
и закружила вдруг в небесном танце.
И ничего вокруг – одни глаза,
Её
и тихое биение
«Констанция….»
……………………………………………..
Ноктюрн №20
Волшебная баллада о влюблённых.
В ней слышно как пульсирует душа
поющим тростником,
для шалаша..,
над омутом con gran espessione**,
…тропой сомнений шествие трезвучий,
дающих старт мелодии в ночи.
Её мотив чарующий и жгучий,
Пронзает, как небесные лучи,
Вам душу изумительною трелью.
«Прекрасное Мгновение» молчит,
лишь водит будто кистью Рафаэлевой
по струнам растревоженной души;
она в Вас каждой клеточкой звучит.
Вы уж пьяны, но Вам всё мало зелья.
Мелодия, как сладкое вино,
в Вас проникает, кружит каруселью
из грёз, из снов;
взрывает яркой молнией пассажей
всё, что копилось в сумраке ночном,
разбрасывая бисер и алмазы
как добрый гном.
*- произведение посмертное (франц.)
**- с большим воодушевлением (итал.)