из цикла “Мои университеты”
Проходят годы, а всё что связано с детством, со школой
так свежо в памяти, как будто это было вчера. Помню свой класс незабвенный 4 б Таганрогской СШ №32, куда судьба занесла меня из Майкопской НСШ №11. Новичка приняли нормально, без бойкота, но дня не проходило без провокации со всеми вытекающими. То чернилами обрызгают, то пером уколют, то подножку подставят или портфель украдут… Теперь у одноклассников более изощрённые формы – иезуитские, технический прогресс даёт о себе знать. Тогда же было проще. Он тебе подзатыльник, ты ему в личико. После чего следовало предложение:
– выдим стукнимся?
– выдим!
Проблема решалась просто. После уроков – поединок, без поблажек.
Условие выставляют дуэлянты: до первой крови или до первой слезы.
Пахомов, Галицкий, Надолинский, Степанов, Браганец, Харитонов. С последним «переигрывали» дважды по причине несогласия одной из сторон из-за обильного кровотечения из сопатки. Вынудил я всё же Юрку заплакать.
Не могу сказать, что этот бой был последний, но провокации прекратились как-то сами собой. В 5 классе я стал как бы своим, хотя по-прежнему ни с кем близко не сходился.
А сколько нам открытий чудных сулил этот учебный год. От физика мы узнали о природе молний, почему вода не выливается из перевёрнутого стакана, прикрытого листком бумаги; от географа – о природе гейзеров и вулканов, землетрясениях, приливах и отливах, муссонах и пассатах, странах и континентах и ещё много чего.
А учительница истории Раиса Владимировна Крашенинникова (в замужестве Соколова) совершенно покорила нас мифами Древней Греции. Но больше всех мы любили учителя рисования Мозалова. «Рабочий шум» во время установки моделей, раздачи задания заканчивался довольно быстро, по взаимному согласию, и начиналось священнодействие.
Пацаны сидели уткнувшись в альбомы, сопели, накладывая светотени, а Виктор Архипович приступал к рассказу. От библейских притч до Джека Лондона, от Ивана Грозного, прозванного Васильевичем, как говорят французы, за свою чрезмерную жестокость, до Петра Первого, прозванного за свои деяния Великим.
Самое поразительное в его рассказах было то, что ему удавалось прервать свой рассказ на самом интересном месте. Мы с нетерпением ждали следующего урока, продолжения романов «Сердца трёх», «Таинственный остров», не только потому что эти книги в ту пору были нам недоступны, главное Виктор Архипович был непревзойдённый рассказчик. Чего только стоит его рассказ про денщика Гаврилу, который много ел. Дело было так: один офицер заключил пари, на крупную сумму, со своими сослуживцами, предварительно заручившись согласием слуги, раба божьего Гавриила, что тот съест телёнка. Заказали харчевню. Всё чин по чину. Наготовили (из телёнка разумеется) всяких блюд, горячих и холодных: рагу, бифштексов, антрекотов, котлет по-киевски, азу по-татарски, мозги с горошком, бефстроганов, словом всякой всячины, которую официанты едва успевали подносить денщику, который поглощал всё с необычайной быстротой. Когда же оставалась самая малость, Гаврила заволновался и стал делать своему хозяину какие-то знаки. Сумма на кону была не шуточная. Тот подходит к столу, Гаврила шепчет: «Ваше благородие, вели чтоб телёнка подавали – наедаться стал».
А знаете ли Вы, – интриговал нас Виктор Архипович, откуда у русского воинства появилась эмблема: голый воин на бочке с кружкой пива в руке и с шашкой на боку? История эта связана с именем Петра Великого.
Известно, что Государь, чтобы лучше знать о жизни подданных, любил появляться инкогнито в самых неожиданных местах.
Однажды, сидя к какой-то корчме, он увидел как солдат уговаривает целовальника налить ему стопку, а тот не соглашается отпускать в долг, требует залог подлец. После недолгого препирательства солдатик отдает ему шашку, оставив при себе ножны.
Возвратившись в казарму, солдат узнаёт, что Государь назначил на завтра строевой смотр. Что делать? За утерю оружия ему не сносить головы. Решил пойти на хитрость, Не долго думая, он выстругал из куска дерева шашку, раскрасив её под настоящую. Сходство было потрясающим.
Ранним утром, проходя вдоль строя, Государь заметил, что оный солдат стоит в строю при оружии. Что за диво? Присмотрелся и всё понял.
Он вызывает из строя виновника торжества и рядом стоящего, и велит тому рубить голову товарищу.
Солдат тут же падает на колени, воздев руки к Небу, и аки блаженный восклицает:
«Господи, сохрани и помилуй своего раба, сделай так, чтобы моя стальная шашка превратилась в деревянную!» – Тут же поднимается и произносит: «Ваше Величество, Бог молитву мою услыхал!»
Реакция Петра была такой же мгновенной: за халатное отношение к боевому оружию – 10 суток гауптвахты, а за находчивость – рубль серебром.
А знаете ли, откуда пошёл жест: щелчок по кадыку у выпивох?
Случилось, что во время путешествия Петра Великого в его карете сломалась рессора, и как это всегда бывает, в самый не подходящий момент. Порасспросив крестьян, Царь узнал, что в соседнем селе есть мастер с золотыми руками, но с дырявой глоткой. Царь велел разыскать чудака. Мастер живо устранил неполадки, да ещё исправил подкову у коренного. Видя такое дело, Государь подарил мастеру кружку с надписью: «Всем целовальникам России, подателю сего наливать безвозмездно и в любом количестве» и Царская печать.
И всё бы хорошо, если бы «податель сего» пользовался кружкой сам. Но кто не знает добрую русскую душу. За счастливым обладателем толпами увивались прихлебатели. Целовальники России стали терпеть большие убытки. И вот они сговорились, и, опоив всех друзей-недругов, украли у мастера кружку. Обладатель кружки загрустил, по-прежнему работал не покладая рук, но весь заработок спускал в кабаках, опускался всё ниже.
В таком положении однажды его и увидел Государь, пребывая в тамошних местах проездом. Узнав о горе мастера, из первых уст, Царь велел выжечь оному прямо на глотке подарочную надпись скрепив её своей царской печатью.
Подходя к стойке, мастер на отрицательные жесты владельцев кабаков, показывал на горло: смотри, дескать, нехристь.
Как-то зашёл разговор о Шаляпине. Помню, ещё мой дед рассказывал (он тогда служил в Москве в уланском полку и бывал в театре) о том, как от его пения в зале звенели люстры и лопались стёкла витражей. От Виктора Архиповича я впервые узнал о том, какой Фёдор Иванович был ещё и великий актёр. Никто теперь не скажет, была ли это легенда или быль. Как-то после спектакля, в котором Шаляпин исполнял роль Мефистофеля, он был зван на обед к крупному меценату в его загородное имение. Времени на переодевание у артиста уже не оставалось и он, схватив извозчика, велел мчать как можно скорее.
На выезде из города извозчик заметил, что к ним «сели на хвост» два всадника.
Извозчик мало по малу стал прибавлять. Глядит назад – не отстают. Он быстрее, те тоже.
– Ваше благородие, догоняют. Что делать?
И тут, кому на счастье, кому на беду, из-за туч показалась луна.
Останови, – приказал Шаляпин, после чего встал во весь свой громадный рост, взлохматил волосы, распахнул свой чёрный плащ с огненной подкладкой и расхохотался. Подоспевшие разбойнички прижались к гривам испуганных лошадей и с криками «Нечистая сила!» рванули что есть духу обратно.
Долго ещё потом по Москве ходили рассказы о встрече мужичков с настоящим Чёртом с рогами.
Фёдор Иванович при том что был великий артист, певец, обладающий уникальным басом, но он оставался русским мужиком и это “мужицкое” иной раз прорывалась наружу. Подвыпивший, он мог подойти в ресторане к сияющему трюмо и оставить на нём автограф алмазным перстнем. Но здесь он был, к сожалению, не одинок. Снобы случаются и в наше время.
Посещая лекции в училище искусств в Ростове на Дону, много позднее, я узнал ещё кое-какие подробности из жизни великого артиста.
Дело было на квартире Станиславского, – рассказывал пожилой лектор, – среди приглашённых: артистов, писателей были Горький и Шаляпин. Говорили о том, «как нужно любить искусство в себе, а не себя в искусстве», об искусстве перевоплощения, так чтобы тебе поверили и прочих вещах. Собравшиеся были так увлечены, что за разговором, не заметили как вышел Шаляпин, когда же он вбежал в комнату с криком «Пожар!» все бросились кто куда, ибо явственно увидели в его глазах отблески пламени.
Фёдор Иванович, заметив всеобщую панику, разразился хохотом, от которого, – вспоминал лектор, – у всех присутствующих по телу пошёл озноб.
Вот что значит сила искусства.